Елена Красавина,
из книги «Дети и деньги. Растим миллионера» (в соавторстве с детским психологом Еленой Бродниковой).
Финансовый кризис 2008 года заставил жителей многих зарубежных стран озаботиться проблемой повышения финансовой грамотности детей.
При Еврокомиссии был создан экспертный совет, в обязанности которого входит помощь в написании школьного курса «деньговеденья» и консультации по проблемам, связанным с внедрением нового предмета в школьную программу.
В обучении финансовой грамоте особенно преуспели Германия и Чехия. За ними последовали Нидерланды, Швеция, Франция и Великобритания. Кстати, последняя пошла еще дальше — в Великобритании разработали национальную программу, охватывающую даже детские сады.
В США финансовая грамотность преподается не первое десятилетие. Единую программу для школы, правда, до сих пор не приняли, поскольку в каждом штате эти вопросы решает местная администрация.
Даже в Австралии, где финансовое образование долгое время не имело государственной поддержки, после кризиса в срочном порядке вводятся национальные стандарты, начиная с дошкольных учреждений.
Помимо всего этого многие банки и финансовые корпорации самостоятельно реализуют дополнительные программы обучения. Например, CSOB поддерживает так называемые «финансовые олимпиады» — межшкольные соревнования по финансовой грамотности, а GE Money Bank спонсирует проект «Понимаем деньги», который занимается подготовкой учителей.
Теперь давайте вернемся к российской действительности и посмотрим, где наши дети имеют возможность постичь азы финансовой грамотности.
В школе? Вы и сами прекрасно понимаете, что там учат множеству вещей, из которых лишь малая толика потом пригодится в жизни.
Сколько процентов знаний остается с нами по окончании школы? Десять, по-моему?
Денежная наука, к сожалению, не входит в образовательные стандарты нашей страны. Да, есть школы-одиночки, которые пытаются ввести предмет по этой теме. Да, есть мы, финансовые советники, которые потихоньку начинают проводить различные мероприятия по повышению финансовой грамотности детей и подростков. Однако говорить о каких-то результатах в подобных условиях просто смешно.
Отсюда делаем вывод: школе глубоко наплевать на то, будут наши дети финансово грамотными или нет.
Анекдотов о голодном студенчестве столько, что они с лихвой перекроют количество анекдотов о новых русских. Почему? Потому что прослойка общества под названием «новые русские» существовала только определенное время, а прослойка общества под названием «голодные студенты» не исчезнет никогда. Сбежавшие от семейной опеки «взрослые дети», дорвавшиеся до безнадзорных трат своих стипендий или присылаемых родителями пособий, спускают деньги в первые же дни после «получки». И все, что им остается, — это грызть гранит науки на голодный желудок до следующего «хлебного дня».
Отсюда опять же делаем вывод: в период студенчества вашему ребенку также никто не преподаст основы финансовой грамотности.
Может, есть какие-то специальные курсы для детей по управлению своими деньгами? Я таких не встречала, а вы?
Какой же логичный вывод напрашивается из этих неутешительных рассуждений?
Совершенно верно: в нашей стране никто не научит ребенка грамотно распоряжаться его личными деньгами! Ни государству, ни школе, ни вузам до этого нет никакого дела.
Значит, единственно верное решение в этой ситуации — взять обучение собственных чад в свои руки.
Как-то на просторах нашей всемирной паутины я столкнулась с яростно отстаиваемой точкой зрения, что детей в принципе не надо специально учить управлять деньгами. Мол, если у них хороший пример родителей перед глазами, то они и сами всему научатся, а уж различные книги, курсы и специальные разговоры «на тему» — все это блажь да напрасная трата времени.
Вот что по этому поводу пишет Маргарита (Словакия, г. Братислава), постоянная участница моих семинаров:
«Почти все деньги были сосредоточены у мамы. Не знаю, велся ли учет, но помню, что проблем с деньгами у нас никогда не было.
Мама всегда точно знала, на что потратить деньги в первую очередь, а на что потом. Хорошо ли это было? Не знаю.
С одной стороны хорошо. Папа не был против, а я помню, что мы могли позволить себе больше, чем другие наши знакомые.
Но с другой стороны, мама сделала все же одну ошибку — она не научила нас, детей, обращаться с деньгами!
Уже на третьем курсе колледжа я зарабатывала больше, чем родители, но почти всю зарплату отдавала маме. Я не понимала, что делать с деньгами, — ведь мама знала это лучше! Я всегда была в этом уверена.
Я отдавала почти все деньги, даже когда пошла работать. Правда, меня никогда не покидали смутные сомнения, что я что-то не так делаю. Нет, я не жалела денег для мамы, но во мне росла уверенность, что это неверно, что так быть не должно. А как должно? Этого я не знала даже тогда, когда вышла замуж.»
Я в подобных случаях всегда вспоминаю рассказ своей сестры.
Как-то в студенческом возрасте она пошла на день рождения к сокурснице. У именинницы была страшная запарка, поэтому моя сестра вызвалась помочь ей с приготовлением салатов. Поскольку работы было много, сестра на ходу сказала стоящей неподалеку девочке: «Я вот это сделаю, а ты пока колбасу кусочками нарежь».
И каково же было удивление моей сестры, когда закончив со своим делом, она увидела эту самую «нарезанную» колбасу! Продукту явно больше подошли бы эпитеты «искромсанный», «напиленный», «растерзанный» (список можете продолжить сами)…
Оказалось, что у этой девочки-студентки мама всю жизнь была домохозяйкой, «обслуживающей» семью по высшему разряду, и «барышня на выданье» только сегодня впервые взяла нож в руки! До сих пор помню крайне удивленное (я бы даже сказала шокированное) выражение лица своей сестры, когда она все это рассказывала.
А ваши дети никогда не будут такими же, как та девушка?
И если резать колбасу ребенку надо учиться под вашим руководством и с вашей помощью, то почему обращаться с деньгами он должен учиться как-то сам?!
Даже если вы лично профессионально управляете своими деньгами, далеко не факт, что сможете передать свои навыки собственным детям!