«Карманная» зарплата

child_and_money_150Елена Красавина,
из книги «Дети и деньги. Растим миллионера» (в соавторстве с детским психологом Еленой Бродниковой).

К сожалению, во многих семьях процесс выдачи ребенку денег не поддается никакому контролю.

  • «Мам, у меня крем кончился, дашь денежку?»
  • «Пап, мы тут с ребятами после школы в компьютерный клуб собрались зайти, подкинь денег, а?»

Как отреагируют на подобные просьбы родители? Это будет зависеть от множества факторов, начиная с наличия финансов в кармане и заканчивая настроением.

Получается, что родители в одинаковых ситуациях могут повести себя абсолютно по-разному!

В один день дадут денег, не вдаваясь в подробности. В другой откажут, прочитав нотацию. Самое главное, что и в том, и в другом случае они сами зачастую не будут уверены, что поступают правильно.

Если дали, то почему? Если отказали, то почему? И как же все-таки поступить в следующий раз, когда ребенок опять попросит денег?

Что в результате?

  1. Каждый раз родители тратят время и нервы в поисках ответа на один и тот же вопрос: «Давать или не давать деньги ребенку?»
  2. Каждый раз родители испытывают чувство неуверенности, что поступают правильно, дав деньги или отказав в выдаче.
  3. Самое важное: ребенок ничему не учится! Он не учится управлять своими деньгами. Он не учится правильно ими распоряжаться. Он знает только то, что он в этом вопросе полностью зависит от родителей…

Хотя нет, неправда. Он учится! Он учится ловить подходящий момент, когда у мамы или папы хорошее настроение, чтобы попросить денег. Он учится преподносить просьбу так, чтобы родители на нее откликнулись. Он учится где-то что-то приукрашивать или добавлять серьезности, чтобы родителям было проще обосновать для самих себя — деньги своему чаду они отдают не зря.

Ребенок учится. Только вот учится он психологии, а не тому, как правильно управлять деньгами.
К сожалению, во взрослой жизни люди поступают именно так, как привыкли в детстве. А самый простой выход — прийти и попросить денег. У кого просить?

  • У тех же самых родителей.

В результате, многие родители до конца жизни вынуждены работать и помогать своим уже давно взрослым «птенцам», которые все никак не спешат «вылететь из гнезда».

  • У банка.

Только вот банк в отличие от родителей не будет таким бескорыстным.

В результате многие семьи вынуждены работать на оплату кредитов и долгов и писать финансовым советникам подобные письма:

«Здравствуйте, Елена. Мне 27 лет. У меня есть 3 кредита. Так в жизни получилось, что мне пришлось их взять. Я всегда справляюсь сам со своими проблемами, но в этом году первый раз почувствовал, что ничего не могу сделать.

Я просто стал меньше зарабатывать. У меня какое-то бессилие. Меня посещают мысли что-нибудь продать. У меня семья, дочь. Но я не хочу терять все, что у меня появилось в этой жизни. Скажите, пожалуйста, что мне делать?»

Где же выход?

Последовательно и планомерно учить ребенка рассчитывать свои собственные деньги!

«Так, скоро день рождение Вовки — надо бы подумать, что ему подарить. А еще третья часть моей любимой стрелялки вышла. Купить, что ли? Тогда на кафешку не хватит, а я Маринке обещал ее сводить…»

Эти мысли — точная миниатюрная копия того, как мы распределяем свои доходы будучи взрослыми.

Какой вывод напрашивается? Абсолютно логичный: для того чтобы ребенок учился распределять свои деньги, совершенно необходимо, чтобы у него эти самые деньги были!

Вот только какие у ребенка могут быть источники дохода?

На минуту отвлечемся от мира детского и обратим свой взор на мир взрослый. Откуда мы с вами получаем свои деньги?

Наверняка первое, что приходит всем на ум, — зарплата.

Следовательно, с нее и начнем. Только вот название для детского мира будет немного другим – карманные деньги.

Елена (г. Владимир):

«Нам с сестрой карманные деньги не выдавали. Мы получали только деньги на завтрак в школе, 20 копеек. На них можно было купить котлету с хлебом и чай. Но иногда мы с одноклассниками ходили в магазин и покупали там курагу или грецкие орехи.

Однажды нам с сестрой дали деньги — мы должны были что-то купить в городе. Мы это купили (что, совершенно не помню) и по пути домой зашли в кондитерскую, просто так, без цели. У нас ведь была сдача! И мы там увидели пирожные — в виде лебедей с длинными шеями… Мы не удержались, купили одно пирожное на двоих. Какое же оно было вкусное, может быть, самое вкусное в жизни!

А потом нас ругали. Было жутко стыдно и обидно за несправедливость наказания. И тогда я поняла, что у моего сына всегда будут деньги, хотя бы немного, на такие вот удовольствия».

Приняв решение обучать ребенка азам финансовой грамотности, начав выдавать ему карманные деньги, родители неминуемо столкнутся со следующими вопросами:

  1. Когда давать карманные деньги?
  2. Сколько давать?
  3. На что он должен их тратить?